Обучение детей чтению

Научим вашего ребенка 4‑7 лет писать и читать правильно, с удовольствием и пониманием прочитанного текста
Игровая и увлекательная программа на основе авторской методики «Словолодочки» Юлии Пчелинцевой с глубокой проработкой навыка чтения. Используем современный инструментарий и групповое обучение.
Обучение детей чтению и письму в Лисках

+7 (951) 870‑65‑76
пн.‑вс.: 10:00‑18:00

Наш WhatsApp

Приглашаем на занятия в Лисках

Для записи и консультации
звоните по телефону или пишите в WhatsApp.

Особенности курса по чтению и письму

Для занятий выдаем полный комплект обучающих материалов и инструментов. После курса ребенок получит сертификат «Я научился читать», «Чтец» и «Книголюб»

  • Занимаемся в игровой форме, это нравится детям
  • Учим читать правильно, то есть с пониманием текста
  • Прививаем ребенку любовь к чтению и желание читать
  • Учим красиво писать на бумаге и мелом на доске

Курс «Словолодочки» для обучения чтению и письму

Обучение чтению и письму входит в курс подготовки к школе «Волшебная школа Доминики» нашего центра.

«Словолодочки» - это комплексная игровая система для обучения чтению детей от 4 до 7 лет, которую разработала Юлия Пчелинцева. Эта программа помогает быстро научить ребенка читать правильно и с удовольствием. Программу отработали временем и практикой на большой группе детей.

Главная цель занятий в том, чтобы ребенок читал и понимал смысл прочитанного текста, а также любил сам процесс чтения. Ценность методики «Словолодочки» с позиции ребенка: якрие, красочные и понятные образы, которые отражают суть предметов. Ценность с точки зрения педагога: процесс обучения чтению делят на этапы, а это позволяет присоединить к обучению нового ребенка в любое время, в зависимости от его умений.

Методика «Словолодочки» помогает ребенку усвоить понятия звука, слога, слова и образа. Материал курса изучают в определенной последовательности: звуки, слоги, слова, смысл. Переходы через этапы не допускают, чтобы в дальнейшем не появились серьезные ошибки в чтении. Например, побуквенное или слоговое чтение, чтение без понимания смысла.

Методика делает акцент именно на изучении звуков. Понятие буквы дают, когда ученики уже умеют сливать звуки в слоги и прочитывать слова целиком. Звуки изучают в определенной последовательности: один гласный звук и три согласных. Начинаем с «АОУЫЭ». С таким подходом через несколько занятий дети уже сливают звуки в слоги.

Для правильного обучения развивают фонематическое восприятие. Поэтому в занятия включают задания с неречевыми звуками, игры для развития фонематического слуха.

Чтобы дети усваивали материал, используем фантастические сюжеты, яркие игрушки и общую сюжетную линию — морскую тему. Дети приходят не заниматься, а плавать и играть в волшебные словолодочки.

Готов ли ребенок к обучению

  • Интерес ребенка Ребенок готов, если листает книжки с увлечением, просит почитать ему сказки, сам выбирает книжки, интересуется буквами и пробует из писать.
  • Нет нарушений развития Обязательно консультируемся с логопедом и проверяем, что у ребенка нет проблем речевого спектра. Также проверяем, что нет нарушений в развитии, которые помешают формированию навыка чтения.
  • Ориентация в пространстве Перед занятиями ребенок должен знать где «право», «лево», «верх» и «низ». Читаем мы слева направо и сверху вниз. Также изучают алфавит и поют слоговую таблицу.
  • Фонематический слух Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, с помощью которого человек различает и узнает фонемы. Фонема — это звук или группа различных звуков, которая составляет слово. Фонематический слух критически важен для понимания смысла.

4 этапа обучения чтению

Этап 1. Изучаем звуки с алфавитом «Капельки чтения»

В русском алфавите 33 буквы, 31 звук, из них 10 гласных и остальные согласные буквы. Разделение на гласные и согласные звуки при обучении обязательно. Гласные легко показать голосом, для них нет препятствий, их можно тянуть. Согласные звуки бывают мягкие и твердые, глухие и звонкие.

Нужно ли это для чтения? Нет. Но в слоговой таблице присутствует визуальное разделение на гласные и согласные. При таком подходе ребенок легче воспринимает фонетический разбор слова.

Алфавит «Капельки чтения» используем без опорных картинок, так как закрепление образа за каждой буквой мешает начать правильно читать и замедляет учебу. Буквы в алфавите «Капельки чтения» идут в обычной последовательности. Гласные буквы имеют красный цвет, согласные — черный. Под каждой буквой стоит капелька. Объем капельки указывает на длительность произношения звука. Также капельки помогает отличать гласные от согласных.

Одно из упражнений каждого урока первых месяцев обучения – прочитать весь алфавит. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют: АААА, Б (не БЭ), В, Г, Д, ЕЕЕЕ и так далее.

Чтобы ребенок запомнил образ буквы, ее нужно потрогать. Нужно эту букву разукрасить, вырезать, нарисовать красками, слепить из пластилина, на картоне сделать аппликацию из цветной бумаги или посыпать горохом, бусинками, блестками, фасолью, макаронами. Можно писать букву на муке, песке, земле, собирать из спичек, ватных палочек, орешков, изюма, сухариков.

Этап 2. Работаем со слогами

Работу со слогами делят на два направления: работа со слоговой таблицей и слияние слогов.

В методике «Словолодочки» используют только отрытые слоги. Это слоги, в которых первый звук согласный, а второй гласный. Понятие закрытого слога на начальном этапе сложения звуков не дают, чтобы ребенок не видел такие слоги и не путался. Например, слово ОЗЕРО ребенок прочтет ОЗ-ЕР-О и смысл слова не усвоит.

При работе со слогами, гласные, как в алфавите, выделены красным цветом, а согласные — черным. Так ребенок легче определяет слоги, которые состоят из согласного звука и гласного. И в такой последовательности, и никак иначе, слоги «садятся в лодочку».

Занятие со слогами и словами в центре «АБВГДейка» в ЛискахЗанятие со слогами и словами в центре «АБВГДейка» в Лисках

Вот пример игры со слогами, которую мы используем на занятиях. В таблице море, поэтому там много-много лодочек, пиратских шлюпок и корабликов. ММММММ, а рядом АААААА. Начинает песню ММММММ, но он очень короткий из петь не умеет. Помогает ему АААААА. Читаем МММААА. А потом сразу МО, МУ, МЫ, МЭ. Почему гласные отдельно? И без лодочки? Гласные задают темп чтения, их повторяют с каждым согласным.

Другая игра. Придумываем легенду: буква О — это мешок с подарками от Деда Мороза. Мешков много и подарков тоже много. Все мешки круглые как буква О. Нужно помочь Деду Морозу собрать все эти мешки с подарками для зверюшек в лесу. Читаем слоги и показываем его. Так сопоставляют визуальное обозначение слогов с их звуковым сопровождением.

По второму направлению сливаем слоги так: педагог называет ребенку только первый согласный звук и напоминает, что второй звук сегодня, например, А. Педагог говорит ЛЛЛ, ребенок подхватывает и говорит ЛЛЛААА. Так получился слог. Затем педагог говорит МММ, ребенок говорит МММААА. Процесс запущен!

Складывать слоги начинаем с букв, которые можно потянуть: М, Р, С, Л, Н, Ж, Ш, В. Применяют такие звуки на начальном этапе запуска механизма чтения, чтобы исключить ненужное Б А, БА. Если ребенок сливает неудобные звуки, то он будет читать побуквенно. Такой дефект чтения трудно победить, легче его не допустить.

Пусть дети рисуют слоги, чтобы было еще интереснее. Например, в море много лодок и отдельных букв. Наверное был шторм и пассажиры-буквы рассыпались. Ребята рассаживают их по местам. Первый в лодке сидит согласный звук — капитан, второй звук гласный — принцесса. В первую лодку посадим К и О, прочитаем КО. Кто плывет в этой лодке? КО, КООО, корова? Куда она плывет? Л и У, ЛУ, ЛУУУ, на луг? И так далее.

Этап 3. Комплексная работа

Дети учат капельки, лодочки, а потом просто соединяют их в слова. Карточки-словолодочки важны для обучения: слово не разбивают на слоги, ребенок видит слово целиком. Это важно для понимания прочитанного и скорости чтения. При классическом чтении в букваре ребенок видит слова, которые разбили на слоги. Так дошкольник привыкает читать слогами, а не словами.

А еще карточки-словолодочки помогают правильно дозировать количество слов. Например, сегодня ребенок прочитал 5 словолодочек, завтра — 7, послезавтра — 9.

Этап 4. Чтение образами

На четвертом этапе ребенок начинает читать не слогами, не словами, не предложениями, а образами. Для этого необходима образная память, которая помогает понимать прочитанный текст с первого раза. Педагог рассказывает детям, что каждое слово — это определенный образ. Например, колобок. У кого-то колобок желтый, у кого-то колобок с розовыми боками, у кого-то с глазами. Или король – старый, молодой, стоит, сидит, с короной, в мантии.

Работа с карточками на этом этапе превращаем в интригующую игру. Педагог, прежде чем передать карточку для чтения ребенку, дает ее красочное описание, чтобы в голове заранее сложился неординарный образ. Например, мое нелюбимое блюдо (каша), животное, которое мы видели вчера на прогулке (собака).

Цепочки ассоциаций

В каждый урок по обучению чтению включаем упражнения по мнемотехнике «цепочка ассоциаций» — строим цепочки из слов. Например, слон – подушка, подушка – луна, луна – компот, компот – чеснок, чеснок – носорог. В упражнении есть правила:

  1. Ярко представляем оба образа
  2. Связываем два образа в один
  3. Связываем только два слова
  4. Делаем образ необычным и сказочным

Читаем ребенку

На занятиях педагоги читают детям. Но после чтения обязательно задают конкретные вопросы. Чем точнее вопросы, тем старательнее ребёнок будет слушать и запоминать следующий рассказ, представлять его героев и события. Это тренирует образную память, которая помогает ребенку читать быстро и понимать текст с первого прочтения.

Вот примерные вопросы:

  1. Кто автор произведения?
  2. Какое название у произведения?
  3. Кто главный герой?
  4. Какие положительные качества героя?
  5. Почему добро победило зло?
  6. Чему учит нас автор в этом произведении?
  7. Какого цвета было ..?
  8. Сколько времени было, когда, чтобы ..?
  9. В какое время? В каком месте?

Структура занятий

  1. Определяем знания и умения вашего ребенка
  2. Разбираем алфавит «Капельки чтения»
  3. Изучаем и читаем новые буквы по отдельности
  4. Проводим попевку «лодочек», слоговой таблицы
  5. Развиваем фонематический слух
  6. Решаем задачи на интеллект, логику, внимание
  7. Читаем «Словолодочки»

Что мы добавили в курс

Дошколята проявляют устойчивый интерес к современным технологиям. Поэтому мы немного дополнили оригинальный курс «Словолодочки» новыми инструментами, чтобы дополнительно подогревать интерес к чтению и письму.

  • Доска и мел. На деревянной доске с разлиновкой дети пишут и рисуют мелом. Зачем нужна деревянная доска и мел подробно расскажем ниже.

  • Световые столы. На индивидуальных световых столах дети пишут и рисуют песком, устраивают театр теней для развития образного мышления. Также на световых столах рисуем сюжеты, например, придумали сказочное путешествие звука. Эти занятия улучшают моторику, цветовосприятие, убирают усталость и нервозность у ребенка.

  • Графические планшеты. На индивидуальных графических планшетах ребята пишут буквы, слоги, слова. Рисуют сюжеты для развития речи. Это развивает мышление, воображение, моторику.

  • Магнитный планшет. У нас дети печатают буквы, слоги, цифры и слова на магнитном планшете, чтобы закрепить материал.

  • Деревянные тренажеры. Во второй части курса на деревянных тренажерах ученики состовляют слова для «лодочек».
  • Световой экран. Дети изучают буквы на световом экране, слушают как они звучат и повторяют. А еще ребята слушают сказки про буквы, обсуждают сюжет. Они учатся пересказывать сказки. Таким образом дошкольники развивают речь и расширяют кругозор.
  • Светоактивные кварцевые волны. Во второй части курса ребята «путешествуют» на лодочках по наглядным пособиям: светоактивным кварцевым «морским барханам-волнам», лабиринтам букв и звуков.

Зачем нужна доска и мел?

Упражнения в письме на доске c мелом способствуют грамотному красивому письму в тетради. Такие упражнения сокращают долгий и трудный период овладения письмом, а еще помогают научиться читать.

Наша ученица пишет мелом на доске в центре АБВГДейка в ЛискахНаша ученица пишет мелом на доске в центре АБВГДейка в Лисках

  • Мелкая и крупная моторика. Письмо на тетрадных строчках – это тренировка мелкой моторики, а письмо мелом на доске – это крупные движения. Такие движения задействуют огромное количество мышц, создают очень яркие тактильные ощущения. Письмо мелом на доске подключает к процессу обучения важную часть детской кинестетики - ритм. Вспомните свое детство. Жирная черта мелом вниз – нужно приложить большое усилие руки. Легкая черта вверх – рука отдыхает, проходит путь до следующей вертикальной линии. Ритм и уверенность руки, приобретенные в «большом» движении, помогают правильному «мелкому» письму в тетради.
  • Разлиновка. Линии, вырезанные или процарапанные на доске – это небольшие желобки. Рука с мелом попадает в такой желобок и не съезжает в сторону. Высоту буквы четко задает горизонтальная разлиновка.
  • Демонстрация. Дети пишут мелом на доске и демонстрируют свои умения всей группе. А еще они любуются красотой, которую сами сотворили! Это очень важно для дошкольников и ребятишек младших классов.
  • Медленное письмо. Письмо на доске медленнее, чем в тетради. Ребенок четко чувствует порядок букв в слове и избегает дисграфических ошибок.

А еще доска и мел приучают детей к аккуратности и организованности, воспитывают эстетическое восприятие собственного творчества, пробуждают уверенность в своих силах.

Сложилось так, что в современной школе мало внимания уделяют письму мелом. А доска с косой разлиновкой в начальной школе теперь встречается редко. Но ведь именно письмо мелом на доске требует сильных и ритмичных движений руки, которые помогают развивать письменные навыки ребенка.

Фотографии

Посмотрите больше фотографий

+7 (951) 870‑65‑76
пн.‑вс.: 9:00‑18:00

Наш WhatsApp

Ответим на ваши вопросы

Звоните по телефону или пишите в WhatsApp. Пообщаемся и ответим на ваши вопросы.